Детская речь и всё, что с ней связано

Самостоятельность без стыда

«Каким будет мой ребенок в будущем? Решительным или робким? Уверенным в себе или зависимым от оценки окружающих? Открытым и дружелюбным или сторонящимся людей? Как воспитать свободного человека, не боящегося исследовать мир?» — я сидела на детской площадке и задавала себе эти вопросы.

Вопросов было очень много. Своих детей еще не было. А чужих было 25. Сегодня на летней площадке детского сада в панамках и кепках бегали 25 мальчишек и девчонок. 25 трехлеток.

За год я привыкла к ним, так полюбила, что даже на самых хулиганистых не могла сердиться всерьез. Я видела их самые лучшие качества. Но, в отличие от их родителей, я ясно видела и не очень их удачные стороны.

Вот Данечка — ершистый хулиган, а внутри — очень ранимый и неуверенный в себе, поэтому раздает всем тумаки направо и налево: просто не знает, как по-другому общаться. Вика не может вынести, если она не в центре внимания. Платон — тихоня, всегда на вторых ролях. Ева постоянно обижается по любому поводу. Матюша, если у него не получилось что-то с первого раза, бросает это.

У этих маленьких людей, как и у больших, все  было сложно и не было простого ответа на вопрос «Почему?».

Очевидно, что у моих подопечных где-то, на каком-то этапе эмоционального развития, что-то пошло не так. Эмоциональное развитие значит, что ребенок учится понимать, что за чувства и эмоции он испытывает, а вместе с тем он учится контролировать эти эмоции и чувства, учится, как нужно реагировать в определенной ситуации. Теория эмоционального развития Эриксона объясняет, что очень важно учесть родителям детей в возрасте от 0 до 5 лет.

Младенцы 0-1: доверие vs недоверие.

Доверие рождается из глубокой привязанности к матери (или другому близкому взрослому). Наверное, слышали про теорию базового доверия к миру? Если нет, советую почитать на эту тему. Потому что формирование доверия — это база для социального и эмоционального развития ребенка.эмоциональное развитие доверие

Почему? Если кратко, то если у ребенка выработалось доверие к ближайшему взрослому, а через него — к миру, то его самооценка будет высокой.

И, наоборот, если на потребности малыша (в т.ч. в эмоциональном плане) часто не реагировали, например, давали «проораться, чтобы лучше уснул», и он успел выработать недоверие, то вполне вероятно, что его самооценка будет низкой.

Если ребенок выработал доверие к миру, вероятно он захочет исследовать его. Он не будет бояться совершать ошибки и учиться на них. Он открыт для мира и мир открыт для него.

Малыш с более низкой самооценкой боится ошибок, боится нового и неизвестного. Как результат, он будет меньше исследовать и экспериментировать. А это значит, к сожалению, что он будет получать гораздо меньше пищи для ума и меньше развиваться.

Наконец, если у младенца были теплые отношения с родителями, и это сформировало у него доверие к миру, то, вероятно, он также сможет построить доверительные отношения с людьми, основанные на взаимности и общих ценностях.

Однако, если младенцу не повезло, и у него не было возможности получить столь нужные заботу и тепло, в будущем у него гораздо меньше шансов построить заботливые отношения, и вообще, возможны проблемы с построением отношений с людьми вцелом.

Резюме: до года задача родителей чутко реагировать на потребности ребенка — это позволит сформировать доверие к миру, как базу для дальнейшего эмоционального и социального развития.

Малыши 1-3: самостоятельность vs стыд и сомнения.

Примерно с годовалого возраста дети все больше вещей хотят делать самостоятельно. Они хотят во всем участвовать, все потрогать и попробовать (если предыдущий этап прошел успешно). Природа так задумала, чтобы они могли совершенствовать свои навыки и развиваться.

Короче, малыши уже полным ходом несутся к самостоятельности. Ведь быть самостоятельным — значит, быть в состоянии сделать что-то самому.

Проблема в том, что малыши часто ошибаются. Они то и дело опрокидывают, проливают и рассыпают что-то. После их «помощи» хлопот только прибавляется.

И здесь очень важны два момента: позволяем мы проявляться самостоятельности или нет, и наша оценка ошибок.

Вот Тася сидит за общим столом в обед. Она потянулась за хлебом и локтем опрокинула суп. Суп (хорошо, что его осталось немного) разлился по столу. Реакция Таси — посмотреть вокруг, на детей и воспитательницу, чтобы увидеть, как они будут реагировать. Скорее всего, она понимает, что совершила ошибку, поэтому ей интересна реакция окружающих.Эмоциональное развитие до 5 лет

Воспитательница сказала Тасе, что все хорошо, она немного ошиблась. Что, если тарелка перевернулась, мы можем налить суп снова.  И помогла Тасе вытереть со стола. Потом Тася снова потянулась за хлебом, на этот раз удачно, и остаток обеда прошел спокойно.

Ирина Ивановна, будучи мудрым педагогом, всегда думала о том, как ребенок будет чувствовать себя, если сказать ему, что ошибка, которую он сделал, произошла по его вине.

Ведь могло быть по-другому, да? «Ну что, доигралась? Посмотри, что ты натворила! Все на тебя смотрят! Теперь тут мокро, ты весь суп разлила, растяпа! Вставай, вытирай… А, нет, дай, я сама — ты все равно ничего толком делать не умеешь, только разливать умеешь!». Малышка, сжавшись в комочек, глотает слёзы, но самое худшее происходит у нее внутри. Только что она поняла, что ошибка — непростительная вещь. Она испытывает страх, стыд и сомнения в собственных способностях.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Всем свойственно ошибаться — это месседж, который мы должны донести до детей своим поведением, своей реакцией на их ошибки.

Наша реакция на ошибки детей определяет, будет ребенок дальше продолжать пробовать сделать что-то самостоятельно или будет бояться, стыдиться и сомневаться в своих способностях.

Дошкольники 3-5: инициатива vs вина.

«Я сам!» — эту фразу я слышала по сто раз на дню в разных обстоятельствах. И напрягалась, если от кого-то не слышала. В возрасте от 3 до 5 лет дети умеют еще больше, и они хотят делать самостоятельно всё.

На этом этапе очень важно поддерживать инициативу ребенка, чтобы он понимал, что может выбрать, что он хочет делать и сделать это самостоятельно.

Дети в этом возрасте не всегда нуждаются в руководстве!

Вот Тёма сидит на краю песочницы. Он захотел сам вытряхнуть песок, который попал в носочки. Сначала он снял обувь и носки, потом сосредоточенно отряхивал ноги от песка. Позади осталось сражение с носками, которые не хотели надеваться обратно на ноги. И вот, он, сосредоточенный и счастливый, застегивает последнюю липучку на сандалике.

В итоге Тёма надел сандалии не на ту ногу. Но он очень доволен собой. Кто-то, кто не видел этой его внутренней работы, мог бы, проходя мимо, заметить: «Ты перепутал сандалики, правый и левый, поменяй местами!».Эмоциональное развитие инициатива

Возможно, и Вам кажется, что непедагогично промолчать? На самом деле, замечание в такой момент обесценивает весь его труд.

Мы как родители всегда хотим для ребенка самого лучшего. Иногда нам кажется, что наши замечания и упреки — во благо. Но оказывать поддержку ребенку в его эмоциональном развитии — значит не давать отрицательных оценок для ошибок, которые он совершает.

Чувство вины в этом возрасте возникает в результате конфликта интересов ребенка с интересами других членов семьи. Чтобы пройти этот этап успешно, ребенок должен научиться проявлять инициативу, действовать, но в то же время не нарушать права и привилегии домочадцев. Поэтому важно поддерживать инициативу ребенка и не эксплуатировать чувство вины.

Оглядываясь назад на три стадии эмоционального развития детей, мы видим, как важна наша, родительская поддержка на каждой из этих стадий. И если мы будем поддерживать наших детей в том, что для них важно на данном этапе, мы поможем им развивать здоровую самооценку, чтобы они могли чувствовать себя уверенно, строить отношения с людьми,  чтобы могли исследовать мир, совершать ошибки и учиться на них.

(с) Вера Садовская.

3 комментариев

  1. Анна Анна
    Июль 16, 2015    

    «Чувство вины в этом возрасте возникает в результате конфликта интересов ребенка с интересами других членов семьи. »
    Это даже для меня, мамы троих детей, было некоторым образом открытием. Отличная статья, спасибо!

    • Vera Vera
      Июль 17, 2015    

      Спасибо за отзыв! Для меня очень важна обратная связь.

  2. Ольга Ольга
    Июнь 3, 2016    

    Очень полезная статья, доступно, кратко и наглядно — очень нравятся примеры, которые вы приводите. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детская речь: проект Веры Садовской