Детская речь и всё, что с ней связано

Упражнения для ума: вдохновляющие примеры.

Упражнения для ума: как помочь ребенку стать собраннее без лекарств?

Хотите помочь ребенку стать более внимательным? Хотите помочь малышу справиться с эмоциями, ведь он так часто не может остановиться, пока дело не дойдет до истерики? Хотите, чтобы он был в состоянии сосредоточиться хоть 5 минут на спокойной игре, вместо того, чтобы все время бегать? Хотите, чтобы школьник перестал забывать сменку и вечно опаздывать? Чтобы перестал «считать ворон» на уроке?  С этой задачей справятся упражнения для ума!  Здесь Вы надете примеры упражнений и известных игр (кто бы мог подумать, что они так действуют?!), подходящих даже малышам, которые помогают развивать   внимание, оперативную память, зрительно-моторную координацию, улучшают уровень работоспособности, повышают уровень энергии, учебную мотивацию и саморегуляцию.

Упражнения для ума: растяжка, напряжение-расслабление.

  1. Упражнение  «Струна» (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания). И.п. лежа на спине. Предложите ребенку представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело. Сначала нужно потянуться двумя руками. Потом двумя ногами. Затем — правой рукой и правой ногой, и, наконец, левой рукой и левой ногой. Спина при этом не должна выгибаться или напрягаться. Потом упражнение повторяется лежа на животе.
  2. «Огонь и лёд» (напряжение и расслабление всего тела, переключение). Screen Shot 2015-07-04 at 13.08.30И.п. лёжа. По команде «Огонь!» нужно начать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности пусть ребенок выбирает сам. По команде «Лёд!» нужно застыть в позе, в которой застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуйте команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнения для ума: переключение, межполушарное взаимодействие, саморегуляция.

  1. Езда на велосипеде, беговеле, самокате.
  2. Игры «старт-стоп».  Бежать на «раз, два, три!» («На старт! Внимание! Марш!») до угла дома (лучше — каждый раз использовать разные ориентиры, чтобы ребенок учился держать их в памяти во время игры). Важные игры для детей с дефицитом внимания!
  3. Игры «замри-отомри». Игра «Огонь и лёд» (см. выше). Бегать и кричать, пока не будет произнесена команда «Замри!». После этого не двигаться, пока не скажут «Отомри!» — опять можно бегать и шуметь. Это очень важные игры для детей с СДВГ!
  4. Игры на реакцию. Например, отдернуть ладонь прежде, чем партнер шлепнет по ней.
  5. «Кулак — ребро — ладонь» (внимание, переключение, межполушарное взаимодействие). Упражнения для ума кулак ребро ладоньПокажите ребенку три положения руки, сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, ладонь, распрямленная на плоскости пола. Сначала предложите ребенку выполнить упражнение параллельно с Вами, потом — самостоятельно, по памяти ( 8-10 раз). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  — левой, затем — двумя руками одновременно. Если ребенку сложно, предложите ему помочь себе командами («кулак — ребро — ладонь») вслух или про себя.
  6. Стихи с движением — подойдут даже малышам. Ритмичные стихи, под которые нужно выполнять какие-то движения. Сначала мама читает стихи и показывает движения, а ребенок их выполняет параллельно с ней. Потом мама только читает стихи, а ребенок выполняет движения по памяти и договаривает некоторые слова. Высший пилотаж — самостоятельное исполнение «номера».
  7. «Ленивая восьмерка» — самое знаменитое упражнение из Brain Gym (развивает тактильные и кинестетические способности, учит  не перескакивать со строчки на строчку при чтении, не читать повторно одно и то же слово, расслабляет глаза и шею, улучшает способность центрироваться, поддерживать баланс и физическую координацию, улучшает координацию движений «рука-глаз»)Screen Shot 2015-07-04 at 13.09.52Стоя начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой ( ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (ладони в замок, большие пальцы вверх), глаза смотрят на большие пальцы.
  8. Лезгинка» (внимание, переключение, межполушарное взаимодействие). Упражнения для умаПокажите ребенку, как сложить лувую руку в кулак, отставив большой палец в сторону и развернув кулак пальцами к себе. Затем правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении нужно прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняйте положение правой и левой руки (6-8 раз). Цель: добиться высокой скорости переключения.

Упражнения для ума,  улучшающие координацию движений и произвольное внимание.

  1. Прыжки через скакалку, «резиночки», классики.
  2. «Канатоходец» — идти по линии, прочерченной на снегу, на песке, на асфальте (мелом), по бордюру, по бревну.
  3. «Аист» — стоять как аист на одной ноге — кто дольше простоит.
  4. Игры с мячом (ловить, бросать в сетку, сбивать кегли и т.д.).
  5. Мыльные пузыри — бегать и лопать руками.
  6. Воздушные шары — подбрасывать и ловить, перекидывать через что-то.
  7.  «Велосипед» (помогает найти равновесие, улучшает чтение, помогает слушанию и восприятию информации, улучшает правописание). Screen Shot 2015-07-04 at 13.34.24И.п. на спине. Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, при этом касаясь локтями противоположных коленей. Затылок лежит на сцепленных ладонях. Малышам нравится еще такой образ: они плывут на спине и гребут руками и ногами. Следите, чтобы шея ребенка не была напряжена, а дыхание оставалось ровным и ритмичным.
  8. «Лодочка» (равновесие, произвольное внимание, регуляция). Сначала выполняется лежа на спине, потом на животе. Предложите ребену, изогнувшись, поднять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение — «покачивание на волнах». Потом рекомендуется выполнить упражнение «Эмбрион».
  9. «Эмбрион» (равновесие, координация движений, внимание, произвольная регуляция). Лежа на спине (желательно, на мягком коврике),  поджать ноги и обхватить их руками, как бы свернуться «калачиком». В этом положении перекатываться туда-обратно.

Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, расслабление.

Эти упражнения улучшают способности к концентрации внимания и произвольной саморегуляции, а также расслабляют. Такие упражнения хорошо проводить в конце комплекса или после шумной игры, чтобы легче было перейти к более спокойной деятельности.

  1. «Шарик». И.п. лежа на спине. Правая ладонь ребенка лежит на животе. Объясните ребенку, что на вдохе надо «надуть животик как шарик». А на выдохе «шарик сам сдувается». Вдох животом — пауза, плавный выдох — пауза.
  2. Предложите ребенку пропеть на выдохе отдельные звуки (а, о, у) и их сочетания (ау, уа, ао, оу и т.п). Надо петь звук свободно и как можно дольше. Внесите игровой момент. Пусть «у-у-у» — летит самолет, «а-а-а»- гудит пароход, «о-0-о» — поет мишка в берлоге и т.д.
  3.  Гимнастика для глаз. Голова зафиксирована прямо, челюсти плотно сжаты. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенок смотрит по команде взрослого вверх, вниз, направо, налево, потом по диагонялям, в конце нужно свести глаза к переносице.
  4. «Крючки» (улучшение самоконтроля, осознание собственных границ, способность чувствовать себя комфортно в любой обстановке). Screen Shot 2015-07-06 at 17.04.28Первая часть: стоя (можно сидя), руки скрестить ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, прижать к груди; ноги перекрестить. Кончик языка прижать к верхнему твердому небу, глаза закрыть , «смореть» в потолок. Дыхание глубокое. Быть в таком положении около 1 минуты.
    Вторая часть: расплести «замок» рук и ног. Соединить кончики пальцев снова перед грудиной. Дыхание глубокое.
  5. «Послушай тишину» (произвольная саморегуляция). Лежа на спине, нужно закрыть глаза и последовательно послушать звуки: на улице за окном, потом в комнате, звук своего дыхания, звук биения сердца.

Очень надеюсь, что эти примеры окажутся полезными для Вас и Вашего ребенка. Помните о том, что любое упражнение сначала надо проверить на себе, а потом делать с ребенком. Старайтесь привнести во все элемент игры. Много игр не бывает! Чем меньше ребенок, тем это актуальнее.

Для тех, кто хочет узнать больше, рекомендую книги:

  • П.Деннисон «Гимнастика мозга», 2010.
  • А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников», 2008.
  • О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», 2008.
  • О.И.Ефимов, В.Л.Ефимова «Педагогика, изменяющая мозг», 2013.

В статье «Упражнения для мозга» я поделилась идеями, как составить комплекс упражнений для своего ребенка.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детская речь: проект Веры Садовской