Детская речь и всё, что с ней связано

Упражнения для мозга: как улучшить способности детей.

Упражнения для мозга.

Упражнения для мозга очень полезны всем детям, но особенно детям с дефицитом внимания, задержкой речи и речевыми трудностями, детям с трудностями в обучении.

Подробнее о том, что такое упражнения для мозга, чем они помогут ребенку —  можно прочитать в статье «Гимнастика для ума». А в этой статье я постараюсь привести примеры таких упражнений и расскажу, как родителям подобрать для своего ребенка упражнения для мозга, чтобы получился хороший комплекс.

Где найти упражнения для мозга?

Как уже говорилось в статье  «Гимнастика для ума», в комплекс необходимо включать упражнения:

  • направленные на умение напрягаться и расслабляться;
  • растяжки;
  • направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
  • направленные на умение переключаться;
  • перекрестные упражнения;
  • игры с правилами;
  • игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для глаз.

Посмотрите на упражнения, приведенные ниже. Я привожу их для примера, для Вашего вдохновения. Чтобы было понятно, какие упражнения искать. Надеюсь, они помогут Вам составить со временем свой комплекс.

Подбирайте упражнения и игры так, чтобы они удовлетворяли этим критериям (см. пункты выше). Постарайтесь составить комплекс так, чтобы туда входило хотя бы по одному упражению на каждый пункт. Пробуйте разные упражнения для мозга сначала сами, потом — с ребенком. Так Вы сможете подобрать то, что подходит малышу.

Какие бы упражнения Вы ни выбрали, обязательно проделайте их сначала сами. Если Вы нашли хорошие упражнения и хотите провести их с ребенком, привнесите элемент игры. Растягивайтесь, как струнка, как сонная пантера. Рисуйте двумя руками не просто каракули и волнистые линии, а улиток, звезд, волны. Польза от занятий будет только если ребенку будет интересно! Поэтому вдохновляйте и зажигайте!

Источники для вдохновения.

Комплекс из 26 упражнений разработал Пол Дэннисон. Он назвал свое детище Brain Gym (Гимнастика мозга). Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному, в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. И так далее.

Единственный минус — они не очень подходят для детей раннего возраста и младших дошкольников. Но для старших дошкольников и, особенно, школьников — это настоящая находка. Ниже я приведу как пример несколько упражнений из системы Brain Gym.

Но если Вы внимательно прочли список упражнений, которые можно включить в комплекс, то уже поняли, что многие полезные упражнения можно придумать самим или найти в интернете.

Например, игры с правилами, игры, в которых действие выполняется по сигналу. Это же наши дворовые игры! Беда в том, что сейчас мало детей имеют возможность играть во дворе. Часто и в детском саду на прогулке дети не играют в такие игры.

Мы, родители, можем научить детей играть в них! Можно проводить игры со своим ребенком, а еще лучше — объединиться с другими мамами и детками. Я также приведу примеры игр для того, чтобы дать толчок Вашей фантазии.

Упражнения для глаз и дыхательные упражнения легко найти в интернете. Я приведу пример того, как адаптировать их для детей.

Упражнения для мозга от Пола Деннисона (Brain Gym).

Все упражнения разделены на 4 группы:

  • Энергетические упражнения (поддержание равновесия — подготовка к планированию, организации).
  • Углубление положения (способности к игре и самокотролю).
  • Растягивающие движения (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания).
  • Срединные движения (навыки общения и переработки сенсомоторной информации).

Вот примеры упражнений из Brain Gym. Я приведу три упражнения с подробными разъяснениями Пола Деннисона, чтобы Вы могли оценить всю глубину метода:

Упражнение «Ясность» (Кнопки мозга).

Положите указательный и большой пальцы одной руки на  две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок. Упражнения для мозгаПомассируйте пальцами в течение 30 секунд точки под ключицей, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.

Упражнение «Активность» (Перекрестное движение — способствует обучению, помогает развить навыки чтения, письма, слушания и говорения и понимания.).

Встаньте удобно маршируйте на месте, пересекая срединную линию вашего тела поочередно касаясь левым локтем правого колена и правым локтем левого колена. Гимнастика для мозгаПрислушайтесь к ощущениям своего тела – насколько комфортно оно себя чувствует при выполнение движений на пересечение середины. Выполняйте упражнение до появления ощущения комфортного выполнения

  • Если цель —  сосредоточиться, лучше выполнять упражнение медленно, полностью выпрямляя руки и ноги.
  • Чтобы поработать над балансом, ребёнок может выполнять упражнение с закрытыми глазами или представлять, что плывёт.
  • Некоторым детям – тем, которые оценят такой подход –  можно привязать цветные ленточки на запястья и лодыжки.

Упражнение «Двойные каракули» (рисование зеркальных фигур одновременно правой и левой руками (ногами) — облегчает переход от общей к мелкой моторике, помогает сосредоточиться, развивает умение следовать инструкциям, улучшает пространственное восприятие,  навыки чтения, письма и математики).Гимнастика для мозгаНа доске или мольберте нарисуйте разноцветными маркерами одновременно обеими руками фигуры, похожие одна на другую, как зеркальное отражение. Движение рук должно идти от плеч – друг к другу, в противоположную сторону, вверх и вниз, в то время как на доске появляются занимательные фигуры. Станьте позади ребенка и помогите ему, направляя его руки, задавая им движение. Научите его делать движения от срединной линии тела, от грудины. Произносите вслух: «В сторону, вверх, к центру, вниз», помогая ему рисовать одновременно обеими руками квадраты, круги, углы и прочие формы. Пусть продолжает самостоятельно, когда научится рисовать без усилия «зеркальные» фигуры.

  • Напоминайте ему, что нужно держать голову расслабленной, не напрягать руки и глаза во время движения, обращайте внимание на процесс, а не на результат. Старайтесь избегать как положительных, так и отрицательных суждений. Поощряйте любые эксперименты.
  • Пусть ребенок начинает рисовать на большой доске, а потом попробует делать это на небольшом листе бумаги, прикреплённом к стене или полу.
  • Предлагайте различные инструменты для рисования (карандаши, маркеры, мел, краски).
  • Если вы работаете в группе, рисуйте каракули в воздухе, под музыку, одновременной всей группой под руководством «дирижёра». Пусть дети выполнят упражнение, не только руками, но плечами, локтями, запястьями, стопами.
  • Сидя дети могут попробовать рисовать Двойные каракули руками и стопами одновременно.
  • Если вы занимаетесь с малышами или с особенными детьми, обязательно используйте музыку или напевайте, выступайте в роли дирижёра, чтобы дети могли следить за движениями ваших рук.

Если Вам понравились упражнения для мозга Brain Gym, очень рекомендую прочитать книгу «Гимнастика мозга» Пола Дэннисона. Это поистине одна из книг, меняющих жизнь. Конечно, если не просто прочитать, а действовать :)

Другие упражнения для мозга: растяжка, напряжение-расслабление.

  1. Упражнение на растяжку «Струна» (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания). И.п. лежа на спине. Предложите ребенку представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело. Сначала нужно потянуться двумя руками. Потом двумя ногами. Затем — правой рукой и правой ногой, и, наконец, левой рукой и левой ногой. Спина при этом не должна выгибаться или напрягаться. Потом упражнение повторяется лежа на животе.
  2. Читайте дальше в статье «Упражнения для ума: вдохновляющие примеры».

Читать далее…

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детская речь: проект Веры Садовской