Детская речь и всё, что с ней связано

Раннее развитие — это не то, что Вы подумали.

ПЛОХАЯ РЕПУТАЦИЯ. Почему-то при словах “раннее развитие” у людей перед глазами всплывают малыши в слюнявчиках, размазывающие детское пюре по карточкам со словами.  И озадаченные лица их мам. Чаще всего вспоминают Домана, Масаро Ибука, Зайцева, Никитина, Монтессори. Хотя, если разобраться, эти фамилии — все про разное, и многие вообще — не про раннее развитие. Но это не важно по теме. А важно, что когда говорят “раннее развитие”, чаще всего подразумевают: учить детей до 3 лет читать, писать (в т.ч. на иностранных языках), считать, классифицировать, обучать энцеклопедическим знаниям и т.д. и т.п.

ДВА ЛАГЕРЯ. Наверное, поэтому ранее развитие часто критикуют. Спорящие разделились на два “лагеря”. Первый — “ЧИТАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ НА ГОРШОК!”. Здесь мамы стараются дать детям как можно больше «самых ценных знаний»: чтение, письмо, развитие логики, языки и др. Второй лагерь — “СЧАСТЛИВЫХ НЕПАРЯЩИХСЯ МАМ”: «главное —  чтобы ребенок был просто счастливым и здоровым (трудно не согласиться)». А остальное — от лукавого.

Оба “лагеря” понимают раннее развитие искаженно. На самом деле, раннее развитие — это развитие детей до 3 лет. Любое. Выбор конкретной методики, и вообще того, что развивать делают родители. А они часто не владеют информацией или дезинформированы.

ИЗ-ЗА ЧЕГО ВЕСЬ СЫР-БОР? Есть объективная причина тому, что методик раннего развития так много, и что они так популярны. Эта причина — потрясающая пластичность детского мозга до трех лет. В это время в мозге человека огромное количество связей между нейронами. И если эти связи “поддержать”, то они разовьются. А если не “поддержать” — со временем разрушатся. То есть стали показывать ребенку иероглифы — поддержали одни связи, стали учить различать марки автомобилей — поддержали другие связи, маршируем под Моцарта — поддерживам третьи. А всего этих связей видимо-невидимо… Бери — а то пропадут!Это правда, малыша можно научить многому. И он научится быстрее и проще, чем взрослый. Например, гораздо проще учиться языкам с рождения, чем после 3 лет. Открываются радужные перспективы: раскрытие талантов, успешность, возможности… НО…

КОГДА ПОСЛЕ ТРЕХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЗДНО.  Пластичность детского мозга — не случайный “баг”, не лазейка, позволяющая “хакнуть” мозг. Этот механизм существует не зря.  Фокус в том, что ребенку до 3 лет и так нужно научиться очень многому! Тем вещам, которые кажутся само собой разумеющимися и не считаются достижениями:

  • Передвигаться
  • поддерживать позу
  • анализировать сигналы от всех органов чувств и давать адекватный ответ на них
  • управлять вниманием
  • координировать движения под контролем зрения и без него
  • слышать и интерпретировать различные звуки
  • понимать речь
  • говорить
  • распределять движения в пространстве и во времени и т.д. и т.п.

Об этих вещах мамы здоровых детей и не догадываются. Когда ребенок растет как бы сам по себе, словно одуванчик — просто от солнышка и дождика, его прогресс не кажется каким-то достижением. Он воспринимается как данность. А вот когда есть проблемы… Например, мама ребенка, который до трех лет почти не говорил, воспринимает его самые простые первые слова, как манну небесную. Ей очень понятно, что это именно достижение. На самом деле, таких достижений в раннем возрасте огромное количество.

Если осмыслить, сколько всего ребенку нужно освоить до 3 лет — окажется, что времени не так уж много. Мы можем использовать  “волшебные” три года жизни для обучения каким-то вещам, которые ребенок может выучить и позже. Но дело в том, что вот этим вот базовым вещам невозможно обучиться позже! Или возможно — но уже со скрипом. Так как “окно развития”, или “сенситивный период” уже закончился. Базовые функции — фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее более сложное развитие. Если фундамент заложен некачественно, под угрозой весь дом.

 РАССТАВЛЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ. Представьте себе пирамиду. В основании лежит удовлетворение базовых потребностей (в сне, еде, эмоциях, общении и т.п.). Следующий “слой” — это развитие базовых функций, которые закладываются в норме до 3 лет. Последний — развитие функций, которые в норме развиваются после 3 лет и приобретение соответствующих знаний (счет, чтение, письмо и т.п.).

Screen Shot 2015-06-17 at 18.01.21

Все просто: пока качественно не заполнен предыдущий уровень, нет смысла двигаться на следующий. Если не удовлетворены базовые потребности — ребенку не до  развития, он тратит очень много энергии на адаптацию и выживание. Если что-то из must have функций западает — нужно сосредоточить максимум усилий на их развитии (или коррекции), т.к. эти проблемы ребенок не перерастет и они никуда со временем не денутся. Наоборот, они повлекут за собой новые, более сложные проблемы. Если малыш недостаточно двигается, то к 7 годам он не только будет неуклюжим, но также возможны проблемы с речью, с пространственно-временным восприятием. А вот ребенок, выучивший алфавит к году и читающий к трем, к 7 годам ничем не будет отличаться от сверстников в этом плане.

ОДУВАНЧИКИ И ОРХИДЕИ. Здоровые дети растут, как одуванчики. Достаточно им не мешать — и они возьмут свое. Не ограничивать двигательную активность (не сажать в ходунки и манежи), побольше разговаривать, давать взаимодействовать с разными предметами и т.п. Это, конечно, тоже отдельное искусство, но это другой вопрос.

Но все больше в нашем «неподходящем климате» деток-орхидей, которым самим не справиться и надо помогать. Если у ребенка были и есть неврологические проблемы, занятия по развитию базовых функций в раннем возрасте обязательны! Пластичность мозга в раннем детстве дает хорошие шансы на коррекцию. Медлить в этом случае нельзя: после трех эффективность коррекции падает многократно. И в этом случае лучше сосредоточиться на западающих функциях, не занимаясь “лишними” вещами. Как узнать, есть ли у ребенка проблемы? Во-первых, надо вспомнить, были ли проблемы во время беременности и родов. Проверить, вписывается ли ребенок в нормы развития хоть приблизительно. Важна динамика развития ребенка относительно самого себя — этот показатель даже важнее, чем нормы. Стоит также прислушаться к мнению педиатра и невролога.

Часто нам удобнее считать, что все нормально. Мы не обращаем внимания на то, что ребенок долго не садился, не ползал вообще, или долго ходил на носочках. Не придаем большого значения тому, как прошли роды. Не придаем значения разным “тревожным звоночкам” долго, до школы. Доктора к ребенку “придираются”. Потом начинают “придираться” учителя. Это все понятно. Не собираюсь никого запугивать. Просто лучше знать о проблеме и действовать, чем закрывать глаза и делать вид, что все хорошо.

КАКУЮ МЕТОДИКУ РАЗВИТИЯ ВЫБРАТЬ? Нет методик  однозначно “хороших” и “плохих”. Это зависит от того, насколько они полезны для конкретного ребенка. Поэтому, прежде, чем выбрать какую-то методику, задайте себе вопрос: какую ЦЕЛЬ Вы ставите для себя и своего ребенка на время до его 3 лет? Проанализируйте — эта цель нужна ребенку или Вам? И выберите методику, или отдельные методы, которые ведут к нужной цели.

РЕЗЮМЕ. Раннее развитие — это развитие ребенка до 3 лет. В это время пластичность мозга позволяет научить ребенка многим вещам. Но стоит расставить приоритеты. Сначала должны быть удовлетворены базовые потребности. Дальше — развиты базовые функции, которые должны быть развиты до 3 лет. Только если все в порядке на предыдущих уровнях, переходим на следующий и учим ребенка , чтению на японском, чечетке для годовасиков и всему, что душе угодно :) Но если у малыша неврологические (хотя бы минимальные) проблемы — лучше не разбрасываться, а сосредоточиться на базовых функциях. Это как раз тот случай, когда нужно заниматься тем, чем надо, а не тем, чем хочется. Выбирая методику или отдельный прием развития, не переносите слепо чужой опыт на себя — делайте выбор осознанно. Выбирайте методику, которая поможет именно Вашему ребенку решить конкретную задачу.

ПРИНЦИПЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Каким принципам следовать, стараясь развивать ребенка до трех лет, или “заповеди мамаши-развиваши”:

  1. Знать нормы развития детей (не только сел-пошел, а нормы психомоторного, социального, интеллектуального, речевого развития).
  2. Осознавать, какие базовые функции у ребенка «западают».
  3. Максимально развивать базовые функции, особенно — «западающие».
  4. Представлять, что может быть интересно ребенку сейчас и в ближайшем будущем.
  5. Предлагать ребенку занятия, которые могут его заинтересовать.
  6. Давать занятия, которые ребенок может выполнить сегодня сам или с небольшой помощью взрослого.
  7. Помнить о лимите внимания малыша.
  8. Забыть о занятиях в той форме, в которой они существуют в школе!
  9. Нет ограничению подвижности! Если занятие требует ограничения движения (посадить в стульчик, в кроватку) — найдите другой способ донести информацию до ребенка.
  10. Стараться следовать за инициативой ребенка.
  11. Развивать те функции, которые необходимо развивать именно сейчас.

(с) Вера Садовская.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детская речь: проект Веры Садовской