Развитие слухового восприятия, внимания и памяти у детей до 3 лет
Для чего проводить игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти?
Прежде всего, это поможет ребёнку в развитии речи. Но не только.
Разве мало сейчас школьников, с трудом успевающих за учителем в классе? Все прослушали задание и начали работу, а он не пропустил мимо ушей половину, начало забыл, и теперь смотрит в тетрадку к соседу. Про таких говорят: «в одно ухо влетает, в другое вылетает», «считает ворон».
А на самом деле, у ребёнка, скорее всего, есть проблемы со слуховым восприятием, слуховым вниманием и памятью.
Эти функции активно развиваются всё дошкольное детство, но важно, чтобы их фундамент был заложен до 3 лет.
Эта задача вполне под силу родителям, и не требует специального образования. Итак, как проводить игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти?
Этапы работы:
1. Учимся находить и узнавать источник звука.
2. Учимся различать звучание слуховых сигналов (например, музыкальных инструментов и игрушек).
Ребёнок раннего возраста (условно до 3 лет) различает звучание игрушек, начиная с 2. Начинаем работу с пары игрушек с резко контрастным звучанием. Например, барабан — дудочка, барабан — колокольчик.
Как проходит игра:
- взрослый играет на инструменте, называет его, предлагает ребёнку поиграть
- в следующий раз так же показывает второй инструмент
- взрослый играет за ширмой (шторы подойдут), ребёнок называет или показывает, что звучало
- можно придумать движения для каждого инструмента, отстукивать ритм, меняться с малышом ролями.
Чему учимся?
Различать звуки!
- — по продолжительности: длинные — короткие
- — по высоте (высокие — низкие)
- — по громкости (громкие — тихие)
2. Передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.
Что важно учитывать при проведении игр на развитие слухового восприятия, внимания и памяти с детьми до 3 лет?
- Обязательна опора на наглядный материал! Подойдут яркие игрушки или картинки, как образы звучания инструментов.
- Постепенно переходите от простого к сложному.
- Проводите игры регулярно.
- Повторяя игру, каждый раз вносите в неё что-то новое.
- Интерактив! Обязательно действенное участие ребёнка — поиграть на инструменте, потрогать, потопать, похлопать, спеть и т.д. Дайте ребёнку выполнить какие-то действия с предметом, который обозначается новым словом.
- Называйте всё словами тут же, чтобы ребёнок соотнёс слово с предметом, с действием, с признаком. Показали барабан — назвали, постучали — сказали «барабан стучит, бам-бам!», погудели в дудочку — «дооолго» и «коротко».
- Многократно повторяйте новые слова в разном контексте. «Барабан стучит», «на, постучи на барабане!», «а теперь я постучу барабане», «я постучала на барабане, а теперь мишка постучит».
- Следуйте за интересом и инициативой ребёнка! Если ребёнок не повторяет за Вами, повторите его действия. Покажите, что Вам нравится такая игра по очереди. Постепенно Вы сможете поменяться ролями, и он будет повторять Ваши действия.
- Прекратите игру при первых намёках на потерю интереса со стороны ребёнка.
(с) Вера Садовская.
Перепечатывание материалов этой статьи возможно только с активной ссылкой на источник.