Детская речь и всё, что с ней связано

Развитие ребенка — как осуществлять целостный подход?

В этой статье речь пойдет о  развитии ребенка. Что такое развитие ребенка? Почему важен целостный подход?  И что такое нормы развития?

Развитие ребенка описывает биологические и эмоциональные изменения, которые происходят по мере взросления человека.

Давайте посмотрим на развтиие ребенка в этих четырех областях:

  1. Когнитивная сфера  -это первая область, которую мы рассмотрим. Это развитие навыков мышления, рассуждения и решения проблем.
  2. Физическое развитие. Это развитие крупной и мелкой моторики, а также развтие сенсорного восприятия (зрение, слух и т.д.).
  3. Социальное и эмоциональное развтие. Это развитие способностей понимать свои чувства, справляться с ними, а также умение ладить с другими людьми.
  4. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Развитие ребенка обязательно включает в себя все четыре области. И нет смысла смотреть на одну из этих конкретных областей развития в отрыве от остальных. Это и есть целостный подход к развитию ребенка.

Вот такой пример: ребенок начинает ходить.  Ну, очевидно, это сфера физического развития, в плане развития крупной моторики — навыка хождения. Но в то же время очень важно, что ребенок в это время учится осознавать пространство вокруг себя, понимать, где в данный момент находится его тело. А это уже развитие когнитивной сферы.

Целостный подход к развитию детей

А если посмотреть на детей в песочнице, то можно увидеть все области развития, о которых говорилось выше. Дети взаимодействуют друг с другом. Они  сотрудничают, чтобы построить что-то. Они роют и перемещают песок, развивая крупную и мелкую моторику. Они используют не только речь для общения, но и язык тела.

 

Развитие ребенкаЗдесь очень много разных областей развития, которые необходимо рассматривать обязательно в комплексе.

На практике это означает, что нельзя развивать одну из этих областей отдельно от других. А еще, если в какой-то из областей для нас очевидна проблема, значит, снова, необходимо работать не только с «проблемной» областью, но и с остальными тремя.

Например, если у ребенка задержка речевого развития, ему, возможно, будет недостаточно логопедического массажа и занятий по картинкам. Очень может быть, что огромный скачок в речевом развитии произойдет после того, как малыш научится кататься на велосипеде или будет регулярно выполнять упражнения из гимнастики для мозга.

Мы знаем, что все дети уникальны, и они развиваются по-разному.
Тем не менее, мы ожидаем, что они развиваются в определенной последовательности.

Это  значит, что по мере роста детей, мы ожидаем увидеть, что определенные
этапы развития происходят примерно в одно время, или, по крайней мере, в определенном порядке. Это нормы развития ребенка.

Например, если говорить о физическом развитии, мы ожидаем, что он сначала начнет переворачиваться, потом — ползать, потом — сидеть, затем стоять, и, наконец, самостоятельно ходить, и так далее.

Вы можете видеть, что у разных детей эти вехи происходят немного в разное время, но сохраняется последовательность. Важно, например, чтобы ребенок не пропустил какую-то фазу развития, скажем, ползание, а прошел все эти вехи в своем темпе.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детская речь: проект Веры Садовской